пятница, 6 июля 2012 г.

Маркетинговая стратегия Sony: фокус на новых продуктах

Бренд и разработка нового продукта
Sony понимала огромную важность бренда с первого дня своего основания. Само название компании отражает гло­бальный настрой и образ мышления ее основателей; в дале­ком 1955 году они выбрали его потому, что у западных потре­бителей не возникало проблем с его произношением. «Sony» звучало мило и остроумно, похоже на «sonny» (т.е. «сынок»), но это название было также созвучно со словом «sonus», что
в переводе с латыни означает «звук». В 1958 году это имя бренда стало корпоративным именем фирмы.
Когда Акио Морита в 1955 году повез в СШ А только что разработанное радио под названием «Sony», один крупный американский производитель сказал ему: «Цена нам подхо­дит, и мы закажем партию в 100 тысяч штук. Но при одном условии: мы не будем продавать продукт под маркой «Sony».
Давайте предложим его под нашим брендом. Ведь в Америке
вашу компанию никто не знает». По тем временам заказ на такую партию был весьма привлекательной для Sony перспек­тивой. И все же Морита отклонил это предложение и настоял на сохранении исходного имени бренда. Этот случай накреп­ко засел в его памяти, и по возвращении в Японию он принял твердое решение превратить Sony в бренд мирового уровня. С того времени компания неутомимо и старательно работала
над укреплением своего бренда и всегда очень продуманно им
управляла. Например, при открытии новых магазинов сети, подрегулирует даже размер шрифта на вывесках, а товары на полках раскладываются в строгом порядке. В телевизионной рекламе Sony неизменно делает акцент на своем корпоратив­ном имидже, вставляя в ролики строку «It’s a Sony» «Это Sony», Норио Ога, в прошлом генеральный директор компании, несколько раз менял логотип Sony, но последняя, нынешняя его версия, была принята еще в 1973 году.
Суть маркетинговой стратегии Sony всегда заключалась в разработке новых продуктов, — продуктов, о которых по­требители мечтают и которые они счастливы приобрести. По словам Мориты, Sony сосредоточилась именно на этой стра­тегической цели потому, что более крупные конкуренты всег­да значительно отставали от нее, только копируя ее продук­ты. Но когда у компании с каким-то новым продуктом что-то не получалось, конкуренты могли ее обогнать. По словам Мориты, его план состоял в том, чтобы «вести, увлекать ши­рокую публику новыми продуктами, а не спрашивать, что она хочет получить. Люди далеко не всегда знают, что возможно, а что нет, а мы, производители, знаем. Поэтому вместо того, чтобы проводить постоянные маркетинговые исследования, мы направляем все свои усилия и знания на разработку ново­го продукта, а попутно стараемся сформировать для него ры­нок, повышая уровень знаний широких масс потребителей и постоянно общаясь с ними». По этой модели, например, был создан плеер Walkman. Когда Акио Морита, услышав жа­лобы Ибуки на неудобства пользования тяжелым магнитофо­ном во время долгой зарубежной командировки, дал своим инженерам указание удалить из громоздкого магнитофона
записывающую схему и усилитель и сконструировать в итоге легкий переносной плеер, многие сотрудники Sony сомнева­лись, что найдутся потребители, которые пожелают купить такое устройство. Морита рассказывал: «Не думаю, что даже самые масштабные и тщательные маркетинговые исследова­ния могли бы показать нам, что наш Walkman будет иметь на рынке хоть какой-то успех, не говоря уже о таком сенсацион­ном успехе, породившем массу имитаторов».
Обычно концепции новых продуктов Sony доносились ею до потребителей благодаря эффективным маркетинговым стратегиям. В 1975 году, когда Sony вывела на рынок видеомаг­нитофон Betamax, в рамках ее маркетингового плана рекла­мировалась идея «временного сдвига». Компания старалась донести до сознания людей, что теперь они смогут записывать любимые телевизионные программы, которые пропускают
из-за занятости, и смотреть их потом, когда им удобно. Морита говорил: «Моя идея заключалась в том, чтобы сформировать рынок для кассетных видеомагнитофонов благодаря расши­рению знаний потребителей. Я лично несколько раз выступал на различных мероприятиях, доказывая, что Betamax — это нечто принципиально новое. Я говорил людям: «Теперь теле­визионная программа целиком и полностью в ваших руках. При наличии видеомагнитофона телевизор становится чем-то вроде журнала — вы можете включать и «читать» его, когда вам заблагорассудится, по собственному графику». Вот такую концепцию я стремился донести до людей. Я знал, что очень скоро на нас навалятся конкуренты, и хотел опередить их и как можно быстрее привлечь потребителей к нашему новому продукту».
На пороге эры цифрового телевидения у Sony, этой королевы аналогового мира, были скверные предчув­ствия. Нобуюки Идеи предупреждал своих сотрудников:
«Поколение 40-летних и люди постарше по-прежнему по­купают продукты, руководствуясь отношением к бренду, но среди молодых потребителей приверженность той или иной торговой марке становится все менее и менее распростра­ненным явлением. Цифровой продукт трудно сделать уни­кальным или имеющим какие-то особые, действительно выделяющие его характеристики. И все же, если мы опустим руки и не будем изо всех сил постоянно стараться создать что-то новое, уникальное, такое, на что способна только наша компания, то очень скоро окажемся в последних рядах». Идеи неоднократно подчеркивал также важность высочайшей квалификации и уникальных навыков, говоря, что «в век цифровых технологий трудно создать дифферен­цированный продукт, и в связи с этим перед нашей компа­нией встает новая трудная задача, которую нам предстоит решить».
В последнее время бренд Sony все больше слабеет, ведь с середины 1990-х годов, когда ею была представлена игровая приставка PlayStation, компания не предложила потребителям ни одного уникального продукта. А по мере того, как ее брен­довый имидж становится менее ярким, люди все чаще отка­зываются платить марочную «ренту». Кроме того, поскольку
ценность бренда Sony в первую очередь базировалась на том, что компания постоянно предлагала потребителям новые продукты, а не на целенаправленном и планомерном стиму­лировании сбыта и продвижения бренда, со временем выяс­нилось, что у нее вообще нет четких маркетинговых стратегий повышения стоимости бренда. Следовательно, как только ручей новых продуктов иссякнет окончательно, в распоряжении Sony не останется никаких средств, способных помешать
дальнейшему снижению стоимости ее бренда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий